Во сколько лет моцарт написал свой первый концерт для клавесина

Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет. В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли «Реквием» Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших. Две последующие четырехручные сонаты — D-dur (К. 381) и B-dur (К. 358) — Моцарт тоже предназначил для себя и сестры. Первая написана, вероятно, в 1772 году. В семь лет с небольшим он стал автором своей первой симфонии, а в 12 сочинил первую оперу. Всего за свою жизнь Моцарт написал более шестисот (!) произведений.

Вольфганг Моцарт

Эта цель не была достигнута, но музыка Моцарта выиграла от контакта с произведениями композиторов венского авангарда, показав заметный прогресс. В середине 1774 года он исполнил в Мюнхене оперу «La finta giardiniera» и написал свои первые сонаты для клавира. 20. Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте, называется: а) “Свадьба Фигаро” б) “Мнимая простушка” + в) “Митридат, царь Понтийский”. 21. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в качестве: а) оратора + б) импровизатора в) органиста. Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах.

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

Моцарты вновь собираются в дорогу. В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает горький вкус интриги. Особенно горький в двенадцать лет. Однако, определить точную дату или год, когда Моцарт написал свое первое произведение для клавесина, крайне сложно. Большинство источников указывают на 1761 год, когда ему исполнилось всего пять лет. мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу. Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Музицировать виртуоз и композитор стал, едва ему исполнилось 6. Примерно в то же время мальчик начал писать свои первые самостоятельные произведения.

Официальный сайт

Моцарт Вольфганг Амадей Во время этой поездки Моцарт познакомился с итальянской симфонией и оперой в Лондоне. Также состоялась встреча с Иоганном Себастьяном Бахом, который стал его первым кумиром, образцом для подражания. В 1778 году Моцарт писал домой из Парижа.
О Вольфганг Амадей Моцарте Моцарты вновь собираются в дорогу. В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает горький вкус интриги. Особенно горький в двенадцать лет.

О Вольфганг Амадей Моцарте

За отпущенный судьбой 35 лет он сочинил 20 опер, 50 симфоний, 17 месс, 22 сонаты для клавесина, 25 фортепианных и 12 скрипичных концертов. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, МФА МФА: [ˈvɔlfɡaŋ amaˈdeus ˈmoːtsaʁt](инф.); полное имя — Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амаде́й Мо́царт; 27 января 1756. Эта цель не была достигнута, но музыка Моцарта выиграла от контакта с произведениями композиторов венского авангарда, показав заметный прогресс. В середине 1774 года он исполнил в Мюнхене оперу «La finta giardiniera» и написал свои первые сонаты для клавира. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. 1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для клавесина и других инструментов.

Интересные факты из жизни В.А.Моцарта

Спустя два года были опубликованы первые 4 сонаты, написанные Моцартом для скрипки и клавесина. В том же году, во время поездки в Лондон, семилетний композитор написал еще шесть сонат для клавесина и скрипки. До 1769 года Моцарт продолжает гастролировать по странам Европы. В том же году на родине Моцарта ставится его первая пьеса «Мнимая простушка». Через год он едет с гастролями в Италию, здесь ему сопутствует шумный успех. В возрасте 17 лет композитор был вынужден немного отойти от оперной музыки и по приказанию архиепископа писать много церковной хоровой музыки.

Ему было запрещено выезжать из Зальцбурга, хотя он к тому моменту был уже знаменитым композитором.

Для него это все была игра — подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью. Согласно биографии Моцарта уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением — выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына. В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни.

И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка. В первое путешествие Моцарты отец, сын и дочь отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре — 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно — ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям.

И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ. Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование — он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах — и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта. Зальцбург и Вена Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться.

Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, "такого же как все", а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора. Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге. Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели — однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом. В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году.

Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха "Свадьбы Фигаро" в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге. В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме "Амадей" Милоша Формана, а еще ранее — у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу.

Также близкую и трогательную дружбу он водил с Йозефом Гайдном, посвятил ему прекрасные струнные квартеты. Гайдн, в свою очередь, бесконечно восхищался талантом и тонким музыкальным вкусом Вольфганга, его необыкновенной способностью чувствовать и передавать чувства как истинный Художник. Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели. Болезнь и смерть Небольшой творческий спад, наметившийся было в 1789-90 годах, в начале 91-го быстро сменился активной работой. Весной была написана и затем летом поставлена опера "Милосердие Тита" по заказу чешского двора на день коронации Леопольда II.

Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: "После папы — только Господь". Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим. С рождения маленького Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний Вольфи наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра — подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью. Согласно биографии Моцарта уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением — выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу.

Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына. В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка. В первое путешествие Моцарты отец, сын и дочь отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре — 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками.

Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно — ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ. Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование — он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город.

Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах — и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта. Зальцбург и Вена Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, "такого же как все", а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора. Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге.

Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели — однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом. В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха "Свадьбы Фигаро" в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме "Амадей" Милоша Формана, а еще ранее — у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу. Также близкую и трогательную дружбу он водил с Йозефом Гайдном, посвятил ему прекрасные струнные квартеты. Гайдн, в свою очередь, бесконечно восхищался талантом и тонким музыкальным вкусом Вольфганга, его необыкновенной способностью чувствовать и передавать чувства как истинный Художник. Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход.

По дороге он написал свой первый квартет. Занятия с падре Мартини. Болонья явилась важным этапом на пути большого итальянского путешествия Моцарта. В этом городе находилась знаменитая музыкальная академия, наиболее выдающимся представителем, которой был падре Мартини теоретик, историк музыки, композитор -- автор преимущественно церковных произведений в контрапунктическом стиле, учитель многих замечательных музыкантов XVIII века. Моцарт стремился усовершенствовать свою композиторскую технику под руководством этого образованного педагога. К каждому посещению Мартини он писал фугу, приводившую мастера контрапункта в большой восторг. Выступления в Италии. Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные галереи, музеи, рассматривал исторические памятники, слушал в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное соприкосновение с итальянской оперной культурой помогло Моцарту в работе над оперой «Митридат -- царь Понтийский». В биографиях Моцарта рассказывается случай, свидетельствующий о поразительном музыкальном слухе и памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе Леопольд и Вольфганг Моцарты посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегорио Аллегри « Miserere » итальянский композитор палестриновской школы, бывший с 1629 до 1,640 года членом папской капеллы в Риме. Это духовное сочинение, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в году на страстной неделе и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять «М1зегеге» не разрешалось. Моцарт, прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так Моцарт способствовал распространению музыки рукописи, считавшейся священной собственностью римского папы. Моцарт -- член Болонской академии. После Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью, где Вольфганг в течение двух месяцев продолжал занятия контрапунктом под руководством падре Мартини.

Как Теофил стал Амадеем и в чём виноват Сальери? 10 фактов из жизни Моцарта

С трёх лет Моцарт учился игре на клавесине, позже на органе и скрипке. В четырёхлетнем возрасте сочинил концерт для клавесина, в 6 лет исполнял сложные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент, наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. Кроме музыки, он занимался историей, географией, рисованием, тщательно изучал иностранные языки. Итальянским языком, необходимым в то время для всякого композитора, Моцарт владел в совершенстве. Отец не хотел, чтобы жизнь сына была такой же тяжёлой и однообразной, как его собственная, поэтому он принимает решение везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир! Детей осыпали подарками, Вольфганга называли " чудом 18 века". Он играл на скрипке, клавесине, органе, импровизировал, аккомпанировал певцам незнакомые произведения, играл закрытыми глазами, определял высоту звука на любом музыкальном инструменте. Маленький, худенький, бледный, одетый в расшитый золотом придворный костюм, в напудренном парике он был похож на волшебную куклу. Концерты длились по 4-5 часов, и это было очень утомительно для маленького ребёнка.

Вместе с тем он продолжает писать музыку и окончательно покоряет Европу как виртуоз и композитор. К сожалению, первую оперу Моцарта, написанную по заказу венского оперного театра в 12 лет, не удалось поставить на сцене из-за зависти музыкантов. С 1769-1771 отец с сынов поехали в Италию, посетив крупнейшие города этой страны- Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. По заказу Миланского оперного театра Моцарт пишет оперу, которая с огромным успехом шла на сцене театра. П оразила итальянцев и гениальная память Моцарта. Находясь в Риме в Сикстинской капелле, он запомнил сложное произведение, которое считалось собственностью церкви и ноты выносить было запрещено. Узнав об этом, папа Римский наградил Вольфганга орденом Золотой шпоры. Избрание Вольфганга в члены Болонской академии было ещё более необычным фактом.

Письма Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу. Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах — письма матери, сестре, "дражайшему папа", кузине, супруге Констанце. Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро. Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает. Это был галантный век, но Моцарт умеет без излишней напыщенности и витиеватости проявить уважение, не теряя достоинства. Письма, обращенные к родным, полны искренности и доверительности, эмоциональности и вольного обращения с синтаксисом, ведь они писались не для истории. В этом их настоящая ценность. В зрелые годы у Вольфганга формируется собственный эпистолярный стиль. Очевидно, что литературный дар ему присущ не в меньшей степени, что и музыкальный. Владея поверхностно несколькими языками немецким, французским, итальянский, латинским , он легко составляет из них новые словоформы, с юмором играет словами, острит, рифмует. Его мысль скользит легко и непринужденно. Следует отметить, что со времени написания писем немецкий язык прошел большой путь развития от локальных диалектов до национального языка. Поэтому многое в них современникам покажется не совсем понятным. Например, тогда было принято обсуждать публично проблемы пищеварения. Ничего, выбивающегося из нормы, в этом не было. То же с грамматикой и орфографией — Моцарт следовал своим правилам, а возможно, даже не задумывался об этом. В одном абзаце мог трижды написать имя какой-то персоны — и все 3 раза по-разному. В России в советское время моцартоведы лишь частично цитировали некоторые из его писем — тщательно отредактированные. В 2000-м году вышло полное издание переписки семьи Моцартов. Личные цитаты "Я пишу как свинья" по поводу того, как много пишет. Я просто следую своим собственным чувствам"; "Поскольку смерть, когда мы подошли к ее рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть - это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью". И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален... Уверяю вас, никто не посвятил столько времени и размышлений композиции, как я". Творческое наследие Исследователей и биографов поражает чудовищная работоспособность Моцарта. Учитывая его занятость на службе, репетиции, концерты, гастроли, частные уроки, он успевал при этом писать — на заказ и по собственному велению души. Он сочинял музыку во всех существовавших тогда жанрах. Некоторые сочинения, особенно ранние, детских лет, утеряны. Всего за свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве. Так, например, в его операх "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей. Более сильную смысловую нагрузку приобретает сюжет, часто композитор принимает самое горячее участие в разработке либретто, дает рекомендации по построению фабулы. Каждый образ действующих лиц получает более детальную психологическую прорисовку, становится "живым" не только с помощью текстов, но и через выразительные музыкальные средства. Также сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения — опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие. С другой стороны, увертюра к "Свадьбе Фигаро" настолько совершенна по форме, что ее исполняют отдельно в концертах как оркестровое произведение. Симфонизм как высший тип музыкального мышления в творчестве Моцарта утверждает каноны классического стиля. Однако в целом весь его творческий путь прошел эволюцию от рококо в основном, в детских сочинениях , затем через венский классицизм до предпосылок к раннему романтизму. Остается лишь предполагать, какой бы была музыка этого гения, столь эмоционального, восторженного, искреннего, если бы ему довелось дожить до эпохи романтического расцвета. Среди музыкальных произведений Моцарта 41 симфония, 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 23 струнных квартета и 22 оперы. Образ Моцарта в театре, кино, телевидении и других медийных проектах Музыку гениального композитора можно услышать везде. По биографии Моцарта, его творчестве сняты сотни художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов и поставлена театральная пьеса. Наиболее значимыми произведениями о нем считают: "Маленькие трагедии" А. Пушкина цикл коротких пьес ; "Амадей" 1979 пьеса Питера Шаффера, которая легла в основу сценария знаменитого фильма Милоша Формана "Амадей" - 8 премий Оскара и множество наград и номинаций в области киноискусства, в главной роли снялись Том Халс Моцарт и Ф.

Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели ре мажор. После смерти императора Иосифа II 1790 год материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» 1790 год , прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» 1791 год , заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» 1791 год , имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжело больного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил. Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» KV 618 , 1791 год и величественно-горестный Реквием KV 626 , над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем сером и заказал ему «Реквием» траурную заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя … Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери. После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера — заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного капельмейстера Леопольда Хофмана.

И с каждым годом его произведения все больше поражали оригинальностью и смелостью, они абсолютно не походили на то, что Вольфганг слушал в детские годы, и что приводило его в восторг. Волею судьбы, в 1772-м Вольфганг Моцарт встретил Йозефа Гайдна , который стал молодому дарованию не только главным педагогом, но и самым лучшим другом. Спустя некоторое время Моцарту предложили службу при дворе архиепископа, где в свое время трудился и его отец. Молодому композитору повезло, количество заказов значительно увеличилось. Но так продолжалось недолго, пока был жив старый епископ, а после его смерти место занял новый, и обстановка при дворе перестала быть комфортной. В 1777-м Леопольд Моцарт обратился к новому епископу, и выпросил для своего гениального сына поездку в Париж и в несколько крупных немецких городов. Этот вояж помог Вольфгангу вырваться из рутины, дал ему глоток свежего воздуха. В те годы семью Моцартов преследовали большие финансовые проблемы, и сопровождать Вольфганга довелось одной матери. Подросший гений снова выступал с концертами, он исполнял собственную музыку, которая очень отличалась от традиционной классической музыки той эпохи. Да и сам подросток уже не вызывал того умиления, какое испытывали зрители, когда он был малышом. Поэтому в этот раз музыканта ждал более холодный прием. Продолжительная и безуспешная поездка сильно подкосила здоровье матери композитора, и она умерла в Париже. Вольфганг вернулся в родной город. Расцвет карьеры Финансовые проблемы продолжали преследовать семью, но, несмотря на это, Вольфгангу хотелось бросить службу у епископа. Композитор был недоволен его неподобающим отношением к себе. Моцарт знал, что он гениальный музыкант, а епископ обращался с ним, как с обычным слугой. Терпение музыканта лопнуло в 1771-м, он не стал соблюдать приличия и слушать доводы родных, оставил опостылевшую службу, и оправился в Вену. Там состоялось знакомство Моцарта и барона Готтфрида ванн Стивена, покровителя музыкантов и обладателя шикарной коллекции произведений Баха и Генделя. Именно он посоветовал Моцарту писать музыку в совершенно новом для него стиле — барокко, с целью обогащения своего творческого наследия. В тот же период Вольфганг прилагал усилия, чтобы стать учителем музыки принцессе Вюртембергской Элизабет, но императору больше импонировала другая кандидатура — преподаватель музыки Антонио Сальери. Кульминацией композиторского творчества Моцарта стали 1780-е годы. В тот период родились такие бессмертные произведения музыканта, как «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан». Тогда же он написал одно из самых популярных своих произведений — «Маленькую ночную серенаду», состоящую из четырех частей. В те годы сочинения Моцарта оказались самыми востребованными, его работа хорошо оплачивалась, таких высоких гонораров он не получал за всю свою жизнь. Вольфганг Амадей Моцарт за клавесином Небывалый творческий подъем, и признание публики продолжались недолго. В 1787 году не стало любимого отца композитора, и буквально через короткий промежуток времени у жены Моцарта — Констанции Вебер, диагностировали серьезное заболевание — язву голени. Лечение оказалось дорогостоящим, Вольфганг потратил много денег. К тому же, ситуация ухудшилась и после смерти императора Иосифа II, после чего кресло монарха досталось Леопольду II, брату покойного. А он, в отличие от предшественника, не питал особого пристрастия к музыке, поэтому композиторы того времени не могли быть уверены в расположении к себе монаршей особы. Личная жизнь После того, как Вольфганг оставил родной город, и переселился в Вену, он жил на съемной квартире, которую любезно предоставило ему семейство Веберов. Это обстоятельство оказалось судьбоносным, молодой человек познакомился с Констанцией Вебер, которая впоследствии и стала его женой. Отцу Вольфганга не понравилось решение сына жениться на этой девушке.

30 фактов о великом композиторе, чувство юмора которого может сравниться только с его гениальностью

Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант. В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита. В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю. Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург 30 ноября 1766 , Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце ныне Оломоуц, Чехия , где им пришлось остаться до декабря.

В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу - Мнимая простушка La finta semplice , однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг исполнил свою новую симфонию К. Примечание по поводу нумерации сочинений Моцарта: В 1862 Людвиг фон Кехель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора обычно включают номер по Кехелю - так же, как сочинения других авторов обычно содержат обозначение опуса. Указатель Кехеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство "Брайткопф и Хертель" Висбаден, Германия опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель Кехеля.

В него включено немало сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в более ранних изданиях. Даты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а следовательно, в каталоге появились новые номера, однако сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кехелевского каталога. Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия - страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года с декабря 1769 по март 1771. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов - у папы и герцога, у короля Фердинанда IV Неаполитанского и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н.

Пиччини и Дж. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Иоммелли, Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский Mitridate, re di Ponto.

По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане. Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе Ascanio in Alba , которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами в частности, она назвала их "бесполезным семейством". Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии. В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил "драматическую серенаду" Сон Сципиона Il sogno di Scipione. Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан Моцарт взялся написать для этого города новую оперу ; однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла Lucio Silla , была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться. Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я. Ваньхаля и Й. Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор К.

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет - эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 - начале 1774 например, К. Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы La finta giardiniera с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение. Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами.

Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской в январе 1778. Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью. Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта например, соль мажор, К. В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis до мажор К. Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. Идоменей, царь Критский Idomeneo, re di Creta был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора в Мюнхене находилась его зимняя резиденция в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь. Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься. Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св.

Несколько лет спустя ее вернул на сцену Антонио Сальери, считавший «Женитьбу» гениальным произведением. У Моцарта и Сальери была здоровая конкуренция, а иногда они любили подшутить друг над другом. Однажды Вольфганг Амадей написал сложнейшее сочинение и заявил, что легко сыграет его на клавесине. Загвоздка заключалась в том, что сыграть этот опус двумя руками невозможно, нужны были «дополнительные» пальцы. Сальери внимательно просмотрел ноты и ответил, что сделать это одному человеку не под силу. Мужчины поспорили, после чего Моцарт продемонстрировал безукоризненное исполнение. Функцию недостающих пальцев он возложил на нос. Когда Вольфганг оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой было сказано: «Слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы сделать». Последний прижизненный портрет Моцарта. На высоких нотах Адриана всегда задирала подбородок к потолку, на низких — опускала голову к груди. Композитор, которого раздражала самовлюбленная примадонна, наполнил арию Come scoglio постоянными переходами от низких нот к высоким, чтобы Адриана на сцене «болтала головой, словно курица». Моцарт получил орден рыцаря Золотой шпоры из рук Папы Римского за то, что на слух безупречно записал 9-голосное сочинение Аллегри для 2 хоров, которое исполнялось в Ватикане всего 1 раз в год. По приказу Папы Римского партитура тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом. Моцарт умер от ревматической лихорадки, осложнившейся другим заболеванием. Современные исследователи не могут установить, что же стало причиной смерти композитора. Однако похороны его прошли совсем не так, как показано в фильме «Амадей». На месте могилы композитора действительно не было установлено памятника, но это было общепринятой практикой для тех дней. Учитывая, что к концу жизни Моцарт обеднел, скромное погребение было объяснимо. Место его захоронения позже было найдено благодаря воспоминаниям современников, и сейчас там установлена скульптура. Кадр из фильма "Амадей".

Тяжело складывался для Моцарта начальный период жизни в Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни поддержки со стороны родных и близких, потеряв былые связи, он вынужден был работать до изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому примешивалось беспокойство об отце и сестре, которым он лишен был возможности помогать. Успех "Похищения из сераля" снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро установил связи с различными меценатами, познакомился с известными европейскими музыкантами. Познакомился он и с Гайдном. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта. В аристократических, общественных и домашних кругах Вены культивировалась тогда инструментальная музыка - симфоническая и камерная, - и Моцарт написал за эти годы между "Похищением из сераля" и "Свадьбой Фигаро" 1782-1786 годы большое количество концертов для разных инструментов, клавир-ных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей. Однако по музыкально-драматическим новаторским принципам она представляет собой новое явление в истории музыкального театра XVIII века. Развивая принципы, которые уже были заложены в "Похищении из сераля" и намечены в более ранних операх, Моцарт создал реалистическую комедию, в которой каждое действующее лицо имеет свою индивидуальную музыкальную характеристику, богатую и многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на протяжении всей оперы в зависимости от сце- нической ситуации. Вначале публика встретила ее восторженно. Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и "Похищение из сераля", она после нескольких представлений была исключена из репертуара венского театра. Однако музыка "Свадьбы Фигаро" приобрела огромную популярность. Знаменитая ария Фигаро "Мальчик резвый" рас- певалась и разыгрывалась на улицах Вены, в кабачках и рестора-нах, в садах и парках. Для гениального композитора наступило тяжелое время. Моцарт был лишен даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи - жены и детей. Большим событием для Моцарта был громадный успех "Свадьбы Фигаро" в Праге, она вошла в постоянный репертуар оперного театра. Дирекция его предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это было очень выгодно Моцарту, ведь он временно избавлялся от материальных затруднений. Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над "Дон Жуаном", который вызвал восторг исполнителей. Премьера "Дон Жуана" в Праге состоялась 29 октября 1787 года. Эту оперу нельзя отнести к какой-либо определенной жанровой категории. Сам Моцарт назвал ее "веселая драма", желая тем самым подчеркнуть драматическую сущность оперы. В мае 1788 года "Дон Жуан" был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. В конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарт получил его место. В течение лета 1788 года Моцарт написал три последние и величайшие симфонии. Симфония ми-бемоль мажор проникнута танцевальными ритмами и интонациями. Лирико-драматическая симфония соль минор - самая популярная из симфоний Моцарта - по своей задушевности и лирической взволнованности представляет собой уникальное явление в симфонической музыке XVIII века и предвосхищает многое в романтическом симфонизме XIX века. Монументальная симфония до мажор, получившая название "Юпитер", с грандиозным финалом, сочетает сонатную форму с тройной фугой. Ее финал демонстрирует поразительное полифоническое мастерство композитора. Материальное положение семьи Моцарта не улучшилось. Перенапряженность в работе, постоянные материальные трудности угнетали, приводили в отчаяние великого композитора и постепенно подтачивали его организм. Чтобы облегчить свое положение, Моцарт предпринимал концертные турне. Но они приносили ему мало дохода. Заказов на оперу давно не было. Лишь в начале 1790 года в Вене была поставлена новая опера "Так поступают все". В творчестве Моцарта обе эти оперы занимают второстепенное место. Последняя опера Моцарта "Волшебная флейта" - одно из величайших его созданий. По предложению своего антрепренера и друга Шиканедера, желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить свои пошатнувшиеся дела, Моцарт начал работу над "Волшебной флейтой". Шиканедер, создавая либретто оперы, использовал поэму-сказку Виланда "Лулу". Опера эта представляет собой философскую сказку; в музыке ярко противопоставляются образы света и тьмы, психологически тонко выражены чувства любящих друг друга Тамино и Па-мины; не менее ярки простодушно-комедийные образы Папаге-но и Папагены - подлинных персонажей австрийско-немецко-го народного театра. Так персонажи сказки становятся живыми людьми, наделенными определенными индивидуальными чертами. Премьера "Волшебной флейты" состоялась незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в чер- ное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт его больше не видел. Это посещение произвело на него подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот за- каз на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смер- ти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга цу Штуппаха, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведе- ния, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта. С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за Реквием - свое последнее произведение, - сочиняя его одновременно с "Волшебной флейтой". Композитору не удалось закончить Реквием: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер. Реквием, написанный на традиционный латинский текст заупокойной мессы, выходит за рамки богослужебного культа. Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную, грандиозную картину Страшного суда, великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года на тридцать шестом году жизни.

Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить. Например, я". Однажды семилетний Моцарт приехал давать концерт во Франфурт-на-Мейне. После выступления к нему подошёл мальчик и сказал, что так замечательно играть ему никогда не научиться. Попробуй записывать нотами музыку, которая тебе приходит в голову. Писать стихи гораздо труднее, чем музыку. Мальчик играл на клавире, на его выступления собирались полные залы, а отец придумывал новые и новые способы привлечь внимание к маленькому гению. Он завязывал сыну глаза и Амадей играл вслепую, платком закрывали клавиатуру, а мальчик все равно не ошибался ни в одной ноте. Казалось, что этого ребёнка ничего не может сбить. Во время одного из выступлений на сцену вышла кошка. Моцарт бросил игру и кинулся к ней, чтобы погладить. На возмущенные крики отца он ответил: - Клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт 3 факт.

Учебник музыки. Биография Моцарта

В 17 лет Моцарт становится придворным музыкантом и пишет для Коллоредо множество музыкальных шедевров – «Концерты для скрипки с оркестром», «Ночная серенада», «Концерт для трех клавиров», «Концерт для фортепиано», известный под названием «Женом». Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах. Маленькому Моцарту было около трех лет, когда отец стал обучать игре на клавесине его сестру, которой тогда исполнилось семь. Моцарт сразу же проявил свои поразительные музыкальные задатки.

Глава I. Детство и первое путешествие

С первых же занятий отец был потрясен способностями Вольфганга: мальчик разучивал новые вещи с быстротой, которая редко доступна и зрелому музыканту. Как-то Леопольд Моцарт позвал своих товарищей из зальцбургской капеллы послушать игру сына. Восхищению и удивлению не было границ. Скоро уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет «чудо-ребенок». Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была «чудом». Но во всем остальном он оставался обычным ребенком — веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком, нежным и послушным сыном. Он любил детей, с которыми играл, и взрослых, которые его окружали, любил свою канарейку, собаку Пимперля, любил цветы, деревья, солнце. Лучистость, внутреннюю гармонию, жизнерадостность его ощущали все, кто знал маленького Моцарта, юного Моцарта и взрослого Моцарта, хотя юному и взрослому Моцарту пришлось столкнуться и с бедами, и с неудачами, и с жестокой несправедливостью в жизни. Ясность, жизнелюбие Моцарта открылись и нам, живущим много-много лет спустя после его смерти, открылись в его прекрасной музыке. Слава к Моцарту пришла очень рано.

Шести лет он уже давал концерты. Отец показывал его искусство публике — сначала в Зальцбурге, потом в Мюнхене и, наконец, в Вене. Пение Нанерли, у которой был прекрасный голос, и игра Вольфганга приводили в восторг знатных господ и дам. Увлекшись, Леопольд Моцарт решил предпринять длительную гастрольную поездку по городам Европы. Он надеялся, что успешные выступления детей принесут семье богатство, обеспечат ее будущее. Заняв у друзей денег, заручившись рекомендательными письмами и выпросив у архиепископа отпуск, Леопольд Моцарт с женой и детьми отправился в далекое утомительнее путешествие. Тряские кареты, незнакомые города, битком набитые душные залы и холодные роскошные покои дворцов, чужие лица, чужие комнаты и неудобные постели... Нанерль блестяще исполняет сложные пьесы. Вольфганг играет.

Играет все, что хочет отец или всякий другой, играет, когда отец накрывает клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, указывает с завязанными глазами любую ноту, которую кто-либо из зала захотел взять на клавесине, выбить на карманных часах, даже на рюмках, расставленных перед мальчиком. Выступления перед публикой, занятия дома, сочинение музыки, посещение концертов, оперных театров, встречи и беседы с крупными музыкантами, возможность слушать самые лучшие музыкальные сочинения в самом лучшем исполнении. Маленький Вольфганг повзрослел. Чем больше впитывал он в себя впечатлений, тем сильней росло в нем стремление сочинять музыку. Отец стал учить его композиции. В Париже были изданы в 1764 году первые его четыре сонаты для клавира и скрипки Моцарту тогда было восемь лет. В Лондоне Моцарту посчастливилось — его учителем и наставником стал знаменитый тогда композитор Иоганн Христиан Бах, младший сын и ученик великого Себастьяна Баха. Чуткий, серьезный, высокоодаренный музыкант дал мальчику гораздо больше, чем мог теперь дать ему своими уроками Леопольд Моцарт. Иоганн Христиан Бах сразу увидел, что мальчик гениален, чутко и бережно повел его к новым вершинам искусства.

Вольфганг теперь очень много сочинял. Его лондонские сочинения, особенно первые симфонии, показали, что он прекрасно знал и чувствовал все инструменты оркестра. Удивительно, что первые симфонии мальчик написал, не притрагиваясь к инструменту. В это время отец был тяжело болен. Он лежал в соседней комнате, и Вольфганг не хотел его тревожить. Из Лондона Вольфганг Моцарт уехал композитором. Как ни грустно было возвращаться в провинциальный Зальцбург — пришлось. Отпуск отца кончился, другой работы ему никто не предложил, архиепископ ждал его три года. Осенью 1766 года Моцарты вернулись домой.

Молва пошумела и замолкла, мода на «чудо-ребенка» выдохлась. Отец огорчался. А детям, пожалуй, спокойная жизнь дома была куда полезней, чем кочевая.

На это композитор ответил, что играть — это же так просто. Еще Моцарт спросил у мальчика, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что их писать — вот это на самом деле легко. Собеседником Моцарта был юный Гете.

Орден Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского Моцарт получил за то, что тот на слух безупречно записал сложнейшее музыкальное произведение. Гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров исполнялось в Ватикане всего один раз в год. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта вышеупомянутым орденом. Как то раз, когда Вольфганг Амадей Моцарт оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой содержалось следующее: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать».

Еще Моцарт спросил у мальчика, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что их писать — вот это на самом деле легко. Собеседником Моцарта был юный Гете. Орден Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского Моцарт получил за то, что тот на слух безупречно записал сложнейшее музыкальное произведение. Гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров исполнялось в Ватикане всего один раз в год. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.

Когда об этом прослышали в Ватикане, Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта вышеупомянутым орденом. Как то раз, когда Вольфганг Амадей Моцарт оформлял бумагу со сведениями о своих доходах, к записи о жаловании придворного композитора императора Иосифа он сделал приписку, в которой содержалось следующее: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать». Моцарт мог оказаться и творить в России.

Двор отнесся к маленьким артистам чрезвычайно ласково; примеру его последовали все богатые, знатные жители Вены, и на Моцартов вместе с приглашениями посыпались деньги. Леопольд Моцарт остался доволен не только материальным и музыкальным успехом своих детей, но вообще приемом и почетом, с которым их везде встречали, а главное тем, что семейство его вращалось в таком изысканном, высоком обществе. Скарлатина, которою заболели оба ребенка, положила конец чествованию маленьких артистов. По выздоровлении их все семейство Моцартов отправилось в дальнейший путь. Останавливаясь по дороге во всех более или менее значительных городах и возбуждая всюду восторг и удивление, они наконец прибыли в Париж в 1763 году, снабженные многочисленными рекомендательными письмами. Париж явился продолжением их триумфов в Вене.

Здесь особенно теплое участие в них принял их соотечественник барон Гримм, уже давно переселившийся во Францию и бывший в то время секретарем герцога Орлеанского, вследствие чего он имел постоянный свободный доступ ко двору. Он сумел заинтересовать детьми королевскую семью, и их пригласили в Версаль. Г-жа Помпадур тоже пожелала их видеть. Она с большим любопытством разглядывала маленького артиста и для этого даже поставила его на стол, но держала себя так чопорно, что уклонилась от его детского поцелуя. В королевской семье он встретил больше теплоты; особенно ласково с ним обращались дочери короля. В Париже, как и в Вене, Моцарт выступал много раз публично как пианист, скрипач и органист, и своей игрой на всех трех инструментах возбуждал всеобщий восторг и изумление. Гримм пишет про него, что однажды ему пришлось аккомпанировать одной певице, не зная арии и не имея нот: вслушиваясь в мелодию, он угадывал последующие аккорды. Затем ария была повторена несколько раз, и каждый раз мальчик менял аккомпанемент. В то время Париж не отличался музыкальностью, даже не любил музыки, но парижане носились с чудесными детьми как с модной и любопытной новинкой, осыпая их подарками и хвалебными стихами.

Из Парижа все семейство направилось в Лондон. Король английский Георг III и супруга его София Шарлотта, большие любители и знатоки музыки, оказали маленьким артистам такой прием, который превзошел всякие ожидания. Сам король так полюбил Моцарта, что, встречаясь с ним на улице, высовывался из экипажа и посылал своему любимцу воздушные поцелуи. Призывая семейство Моцартов часто во дворец, король заставлял мальчика показать себя со всех сторон: он должен был играть с листа, играть на органе, импровизировать, и получил прозвище «непобедимого Вольфганга». В Лондоне Моцарт познакомился с одним певцом итальянской оперы, Манцуоли, который, из симпатии к даровитому ребенку, научил его петь, и Моцарт своим тоненьким детским голоском распевал труднейшие арии с искусством, которому мог бы позавидовать иной певец. Его очень полюбил проживающий в Лондоне сын Себастьяна Баха — Христиан. Часто сажал он его к себе на колени и вперемежку с маленьким виртуозом исполнял всевозможные пьесы: он играл несколько тактов, затем Моцарт продолжал, и так искусно, что можно было подумать, что играет один и тот же человек. В Лондоне Моцарты дали много блестящих по успеху и сбору концертов, но их музыкальные триумфы были прерваны опасной болезнью отца: ему предписан был отдых, и музыку на время пришлось отложить. Тогда маленький композитор, воспользовавшись свободой, стал писать свои первые симфонии для оркестра.

По выздоровлении отца они пробыли еще некоторое время в Англии, затем посетили Голландию, где им менее посчастливилось: сначала Наннерль, а за нею Вольфганг опасно заболели, и родители не чаяли уже видеть их здоровыми. К счастью, дети оправились, но Моцарту долго пришлось лежать в постели. Однако неутомимый композитор не мог оставаться долго в бездействии; он потребовал, чтобы ему положили на колени доску, и больной, слабыми, дрожавшими ручонками продолжал писать свои симфонии. Давши несколько концертов в Голландии, Моцарты заехали еще раз в Париж, откуда вернулись в Зальцбург, пробыв в отсутствии около трех лет. За это время Моцарт сделал громадные успехи и, как говорит его отец, в свои восемь лет знал больше, чем иной в сорок. Мальчик уже тосковал по родине, часто плакал в дороге, желая видеть своих покинутых друзей.

Моцарт во сколько лет начал заниматься музыкой

Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для клавесина и других инструментов. Моцарты вновь собираются в дорогу. В 1767 г. в Вене Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», но уже в 1768-м ощущает горький вкус интриги. Особенно горький в двенадцать лет. Wolfgang Amadeus Mozart) родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Свой первый концерт для клавесина он сочинил в 1760 году, ему тогда было всего четыре года. А в возрасте шести лет Моцарт уже гастролирует и успешно выступает при дворе курфюрста Баварского. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль.

Во сколько лет моцарт написал первое произведение для клавесина

Вольфганг Амадей Моцарт Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет. В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли "Реквием" Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших.
В. А Моцарт- жизненный и творческий путь Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах.
Во сколько лет моцарт написал первое произведение для клавесина Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет. В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли «Реквием» Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших.
Учебник музыки. Биография Моцарта (Наталья Александровна Рябова) / Проза.ру МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий