Весенние татарские праздники

Самым популярным весенним праздником татарского народа, является Карга боткасы (Воронья, грачиная каша) или «Богини матери день» по-хантыйски. Татарские и башкирские праздники. Весенние праздники народов Татарстана. Весенние праздники.

Традиции и праздники татарского народа

татарское название древнего праздника "Пасха". В этот день принято раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. мусульманский праздник окончания священного поста "Ураза". Современные татарские праздники Всемирный День родного языка - 21 февраля. Самым популярным весенним праздником татарского народа, несомненно, является Карга боткасы (Воронья, грачиная каша). 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда светлый день догоняет наконец темную ночь, в Татарстане отмечают татарский праздник Навруз. Каргатуй (карга буткахы, карга боткасы, карга туйы, от тюркского карга — ворона, туй — праздник, свадьба, бутка — каша; башк. ҡарға туйы, ҡарға бутҡаһы).

Весенние татарские праздники

Еще один известный татарский праздник — Сарман, который отмечается во второй день мусульманского Курбан-байрама. Название праздника переводится как «торжество оленя». мусульманский праздник весны. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. Сабантуй — это национальный праздник татарской культуры, труда, радости и счастья, который празднуется в честь окончания полевых работ. Сабантуй — это национальный праздник татарской культуры, труда, радости и счастья, который празднуется в честь окончания полевых работ. 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда светлый день догоняет наконец темную ночь, в Татарстане отмечают татарский праздник Навруз.

Календарь татарских праздников 2023 года: даты и описания

Мужчины приводили в порядок старые могилы, на новых ставили срубы и столбы пагана , оставляли на могилах яйца и монеты, вместе с мужчинами обязательно был мулла. Затем возле кладбища устраивали совместную трапезу, на которой присутствовали и женщины, обязательным блюдом на трапезе были крашеные яйца. Жители тех деревень, где поблизости находились могилы святых астана , обязательно относили туда крашеные яйца и деньги. Содержательная сторона обряда была связана с культом предков, об этом свидетельствует также перевод значения слова "цым" - "дерн", "годовщина смерти".

С другой стороны, особенно ждали этот день... Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать.

Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Шуточные пожелания детей хозяевам, например, такое: дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко?

Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи. Если не дадите яичко, перед домом вашим озеро, там утонете! Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело.

А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры на сообразительность, быстроту, ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками.

Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему.

Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение. Сбор полотенец - подготовка к Сабантую Сбор полотенец - обряд, который проводится у татар перед Сабантуем, и который все люди так ждут.

На задорный голос гармони из дома выходят люди и пускаются в пляс вместе с артистами. Обязательно выносят подарки для Сабантуя - сейчас это всё больше деньги или полотенца, купленные в магазине, а в старину девушки, вышедшие замуж после Сабантуя, весь год сами вышивали узоры на полотенцах. Национальная особенность Сабантуя в том, что любой участник состязаний на майдане непременно получит Подготовка к Сабантую - подарок, в котором есть чья-то мечта.

Сбор полотенец и подарков - это как весточка от Сабантуя. Перед назначенным днём дети в праздничных обновках обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками чуть свет отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масла, яйца. Хозяйки уже заранее специально для детей пекли булочки, орешки и конфеты из теста.

В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку и приговаривала: "Пусть легкой будет твоя нога, Пусть будет много кур и цыплят". Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем другим. А в наши дни Сабантуй празднуют в июне, когда завершён цикл весенних полевых работ обычно это 25 июня.

Когда приближается время праздника, джигиты молодые юноши верхом на лошадях выезжают собирать подарки для победителя в состязаниях. И никто им не отказывает. Деревенские жители охотно жертвуют для общего праздника вышитые платки, куски ситца, рубашки и куриные яйца.

В некоторых деревнях иногда седлают до 50 самых лучших коней. Собранные рубашки, платки, полотенца прикрепляют к лошадиной сбруе. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника.

Праздники весны и лета Татарский народ отмечает множество праздников весны и лета, которые являются яркими и веселыми событиями. Зурабай Джильдама — татарский праздник, который приходится на начало весны. В этот день молодежь собирается на природе, веселится, играет в национальные игры и проводит спортивные состязания. Золотая Осень — один из самых популярных праздников лета. В это время проводятся ярмарки, где можно купить различные товары, включая традиционные изделия национального ремесла. Также на празднике организуются национальные гуляния, конкурсы и представления. Сабантуй — один из самых известных и любимых праздников татарского народа. Сабантуй отмечается в первую субботу июля.

В этот день проходят национальные танцевальные и музыкальные представления, игры и соревнования, а также национальная кухня и ремесла. Это лишь некоторые из праздников весны и лета, которые отмечает татарский народ. Они являются важной частью культуры и традиций и помогают сохранить и передать наследие предков. Праздники осени и зимы В татарском календаре осень и зима являются временем множества праздников и торжеств.

Богатый опыт в этом плане у администрации Центрального парка культуры и отдыха Казани, где создано немало интересных форм организации досуга, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы. Горького умело используют многие районы города, в первую очередь — Московский и Приволжский, где сооружаются разнообразные игровые комплексы. Поиск новых форм организации праздника елки ведется и в сельских районах. Так, до начала 1990-х гг. По инициативе общественности, в первую очередь клубных работников, праздник был вынесен на улицы. На центральной площади города стали устанавливать огромную елку, а на прилегающих к площади улицах строить снежные крепости и фигуры зверей, героев народных сказок.

Трудовые коллективы готовят подарки, члены кружков художественной самодеятельности — концертные номера. Организуются катания на конных упряжках, торговля на улицах пельменями, блинами, различными национальными блюдами. Тут же поблизости устраивался каток, шла торговля чаем, блинами, пельменями, шашлыками. Кульминацией праздника являлась встреча Дедов Морозов со Снегурочками, которые подъезжали к елке на разукрашенных тройках. Сделав круг, тройки выстраивались в один ряд перед трибунами, на которых — самые уважаемые люди района. Начинался смотр троек. Лучшим экипажам вручались переходящие кубки. Организовывалось соревнование для рыбаков-любителей, которое собирало много азартных болельщиков. Опыт организации праздника Нового года, как и Сабантуя, непосредственно на природе заслуживает внимания. У животноводов многих районов республики встречи Нового года включают ритуал передачи трудовой эстафеты молодой смене.

Лучшие доярки избирались хозяйками праздника, им предоставлялось право зажечь огни новогодней елки. Герои сказок вместе с Дедом Морозом награждали новогодними подарками передовиков ферм. Находились и новые элементы в организации праздника новогодней елки. В 1989 г. Ей и предоставили право зажечь новогодние огни20. С середины 1990-х гг. Так, накануне 1996 г. Читайте также: Историк Ключевский в Казанской духовной академии Особое место в системе праздников тюркских народов принадлежит Новому году. По древнему обычаю он отмечается в марте, в дни весеннего равноденствия, и эта традиция, как писал И.

На Сабантуй принято угощать мясной и сладкой едой. Как правило, в этот праздник готовят: татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемяч — пирожки с мясом, особенностью которых является отверстие сверху булочки; баранину, фаршированную яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак — десерт из обжаренных кусочков теста, залитых жидким медом. Сабантуй: современные тенденции и популярность До XX века Сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными традициями. В наши дни его отмечают с тем же размахом, что и в старину, но некоторые обряды претерпели изменения. Современный Сабантуй — это праздник, сочетающий в себе и традиции народа, и различные нововведения. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой. При этом Сабантуй не является религиозным праздником. Кроме того, на праздник начали награждать передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Также появились новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие. В Татарстане современный Сабантуй проводится в три этапа.

10 традиционных праздников разных народов, которые отмечают в республике

Давайте разберёмся, какого числа будет отмечаться Сабантуй в этом году, где и как пройдёт праздник, каковы его истоки и традиции. Поэтому татарские народные праздники, в частности Сабантуй, бытуют в нерелигиозной форме. Одним из главных татарских праздников и традиций является празднование Сабантуя. Сабантуй – праздник, посвященный весенним полевым работам: пахоте, посадке растений. День родного языка (праздничный день в Республике Татарстан) 21 мая - День официального.

Современные татарские праздники

ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский праздник начала нового года, который символизирует ухо. на русском языке; П2381 – на татарском языке. Говоря о празднике Карга боткасы, нельзя не упомянуть и другие традиционные весенние обряды татар, которые к тому же имеют ряд общих черт. К примеру, праздник Сорэн.

Навруз и «воронья каша»: как отмечают языческий праздник в татарской деревне

Удмурты. Башкиры. Обряды и праздники. Все. Этнические группы татар. Татарская кухня. Традиционная одежда и обувь. Верования и мифология. Обряды и праздники. Самым популярным весенним праздником татарского народа, несомненно, является Карга боткасы (Воронья, грачиная каша). Таяние льда у татар отмечается как праздник, именуемый «Боз карау», означающий в переводе «смотреть на воду».

Навруз и «воронья каша»: как отмечают языческий праздник в татарской деревне

Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году. После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.

При этом стараются собраться все вместе в одном доме, так как считается, что в Ид-уль-Фитр в этот дом приходят души умерших. В эти дни родственникам по возможности нужно держаться вместе, еще более сплотиться. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. И все это время звучат песни, звучит музыка, люди смеются, поют и танцуют.

И так до глубокой ночи. Курбан-Байрам Празднуется 9 декабря дата для 2008 г. Праздник жертвоприношения Ид уль-Адха, или Курбан-байрам, является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом по-арабски - Ибрахимом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями.

Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза молитвы верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху такбир. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу.

Татарский Сабантуй Одним из главных национальных праздников Татарстана является Сабантуй - праздник плуга. Он уходит в глубокую древность и посвящен труду на земле, окончанию весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Традиционно Сабантуй празднуют летом, на народном гулянье проходят самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. В 2023 году в Казани Сабантуй праздновали сразу на трех площадках. Это обошлось бюджету города в 30 млн рублей. Традиционные состязания Сабантуя с древних времен практически не изменились. В этом году абсолютному батыру и победителю конных скачек дарили вышитые полотенца. Этот презент также достался тому, кто управлял скакуном, который пришел последним, в качестве утешительного приза. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесен во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у него нет — каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников. Всего в 2023 году, по словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, в 59 российских регионах и 37 странах мира прошли 388 сабантуев. Русский Каравон Каравон — своеобразный хоровод, который водится в особой манере, хороводным шагом, где исполняются три исконные обрядовые хороводные песни, заканчивая народными играми, кулачными боями, забавами, молодежными гуляниями. Водят его на Николу Вешнего — одного из самых почитаемых святых в православии. Его по христианскому календарю отмечают 22 мая — в день перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 1087 год. И как любой православно-народный праздник, этот день полон разного рода обычаями, обрядами, запретами и предписаниями, способными улучшить жизнь крестьянина. К сожалению, в 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция «играть каравон» на Николу Вешнего была прервана на десятки лет и была восстановлена лишь в 1988 году. Таким образом, сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В мае 2003 года было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон. В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включен в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Раиса РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. Праздник в селе Русском Никольском Лаишевского района уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители обряда. Ежегодно празднование открывается божественной литургией — как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог. Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне. Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов. Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодежь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы. В настоящее время Семык — один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

Особое значение имеет стол Навруз, на котором должно быть семь предметов, начинающихся на букву «с» по-татарски: сумалак вареное зерно пшеницы , сабза пророщенное зерно пшеницы , сирке уксус , сумбул гиацинт , себзе зелень , семиз сыр и сембузе пирожки с мясом. Эти предметы символизируют жизнь, здоровье, мудрость, красоту, богатство, счастье и радость. В Татарстане Навруз сопровождается различными народными гуляниями, играми, конкурсами и выставками. Например, в Казани проводятся ярмарки, концерты, спектакли, фестивали и парады. Одним из самых зрелищных мероприятий является шествие «Навруз-але», в котором участвуют представители разных национальностей, живущих в республике. Они демонстрируют свои национальные костюмы, танцы, песни и инструменты. Шествие проходит по центральным улицам Казани и завершается на площади перед Кремлем. Навруз — это отличная возможность для туристов и жителей Татарстана познакомиться с богатой и разнообразной культурой этого региона, почувствовать атмосферу праздника и весны, насладиться вкусной едой и дружественным общением. Навруз — это праздник, который объединяет людей разных народов и вероисповеданий вокруг общих ценностей и традиций. Четыре удивительные особенности Сабантуя, национального праздника татар Сабантуй — это один из самых древних и популярных праздников татарского народа, который отмечается в конце весны или начале лета. Его название происходит от татарских слов «сабан» плуг и «туй» праздник , что означает «праздник плуга». Сабантуй символизирует окончание посевной кампании и начало уборки урожая. В этот день татары собираются на полянах, устраивают ярмарки, концерты, спортивные состязания и народные гуляния. Вот некоторые интересные факты об этом событии: Сабантуй имеет древние корни и связан с дописьменной культурой тюркских народов. По некоторым источникам, он возник еще в VI-VII веках нашей эры, когда тюрки занимались земледелием и скотоводством. Праздник был связан с культом плодородия и благополучия. Сабантуй отмечается не только в Татарстане, но и в других регионах России, где проживают татары, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, где есть татарские диаспоры. В 2005 году Сабантуй был внесен в список нематериального культурного наследия России, а в 2012 году — в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Сабантуй имеет множество традиционных обрядов и обычаев, которые передаются из поколения в поколение. Например, в этот день принято угощать гостей баурсаками — жареными кусочками теста, которые символизируют солнце и урожай. Также в этот день проводятся соревнования по национальным видам спорта, таким как куреш — борьба, чабаны — бег с мешками, ат чабышы — скачки на лошадях и другие. Сабантуй — это не только праздник, но и платформа для развития татарской культуры, искусства, языка и образования.

В чем же причина того, что праздник Науруз как бы был забыт? За две недели до Науруза в посуду с почвой сеют зерна пшеницы и ставят ее в теплое место. Через две недели из восходов готовится особая еда — сюмелек. Готовить сюмелек люди считают богоугодным делом. Его готовят коллективно всю ночь, поочередно перемешивая варево. По поверью, попробовать сюмелек означает обрести удачу, поэтому его разносят по всем домам. Сюмелек — символ бесконечности жизни и Нового года. Во время Невруза готовится также боорсак жареный в масле хлеб. Читают суры Корана. Посещают могилы, поминают покойных. Еще один признак Науруза — Аластоо — ритуал изгнания злых духов и джиннов, сохранившийся со времен шаманизма. Еловую ветку или траву абдрашман ароматная трава калят в посуде до появления легкого дыма и проходят с ней по всему двору и дому, произнося слова: «Алас алас, ар балэден калас» Алас, алас, будем далеки от бед и несчастий , загадывая желания на новый год. Читайте также: Псевдоанализ ситуации в Республике Башкортостан Празднование, начинающееся с упоминаний Умай Эне и Гёкё Тенира, несущих в себе божественные праздники, быстро переходит в бурное выражение радости и счастья. К полудню место празднования перемещается на открытое поле. Ряды построенных юрт на ровном месте, кипящие казаны с едой вблизи них, одетая в национальную одежду молодежь — все это создает атмосферу бурной радости. Игры и скачки на лошадях, веселье детей, смех и улыбки молодых — всюду картины праздничного действа. Еще одна примета Науруза — От костер. В знак завершения зимы разжигается костер из еловых ветвей, убираются и сжигаются старая листва и трава. Люди собираются у костра и прыгают через него. В день Науруза аксакал — старейшина аула или другой уважаемый человек — первым пашет землю. Поля вспахиваются, когда сходит лед и оттаивает земля. В день первой пахоты присматриваются к земле и прогнозируют, каким будет новый урожай. Потом Баба Дыйкан — уважаемый старейшина — первым в новом году высеивает первое зерно. Также с этого дня и стар и млад начинают сажать саженцы. Проведение состязания певцов «айтыш» под звуки комуза — в какой-то мере возрождение истории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий